Закупка бытовой химии
Все государственные или компании с участием частного капитала приобретают товары для жизнеобеспечения предприятия на конкурентной основе. Закупка бытовой химии, как и других групп товаров, регулируется рядом Федеральных Законов. К участию в торгах допускаются как юридические, так и физические лица.
В некоторых случаях объем договора оказывается настолько небольшим, что становится нерациональным проведение конкурсных торгов. Чаще всего это происходит при договоре на приобретение канцелярии, бытовой химии и подобных предметов ежедневного пользования. В этом случае в рамках 44 ФЗ прибегают к подписанию контракта с единственным поставщиком – форме малой закупки.
Отличительные черты малой закупки
Любая фирма-заказчик имеет право воспользоваться этой формой торгов при условии, если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей. Количество подобных соглашений лимитировано законом и в денежном отношении не должно быть более:
- 2 млн рублей в год;
- 5% стоимости всех покупок организации в течение года.
Однако, существуют исключения. Определенный круг федеральных и муниципальных предприятий пользуются повышенным лимитом стоимости контракта. Закупать бытовую химию без объявления конкурсных торгов они могут на сумму до 400 тысяч рублей. К ним относятся организации, род занятий которых относится к:
- Образованию и спорту.
- Библиотекам и архивам.
- Культуре и просвещению (театры, цирки).
- Сохранению объектов наследия (музеи).
- Обеспечению досуга (городские и районные дома культуры, клубы).
- Паркам, ботаническим садам, зоопаркам.
- Медийной сфере (государственные или муниципальные медийные компании).
Для этого случая предусмотрены иные ограничения, а именно:
- объем таких договоров в течение года не должен быть больше 20 млн рублей;
- доля их в общем годовом числе не может превышать 50%.
Достоинства и недостатки системы
Нельзя не отметить ряд плюсов. Организации-заказчику не требуется документальное обоснование цены, описание условий, предоставления отчета. Механизм максимально упрощен.
Обратите внимание! Некоторые недобросовестные заказчики могут искусственно дробить контракт на несколько более мелких. Однако, это является неправомерным действием.
Есть и негативные моменты. Подобная система дает возможность осуществлять «серые» схемы, предоставляя право поставки определенным фирмам.
В 2017 году проводилось исследование, целью которого было определение эффективности малых закупок. Специалисты, чья сфера труда связана с обеспечением, отметили их низкую эффективность. Многие организации взаимодействуют с теми партнерами, к услугам которых они уже обращались. Не утруждаясь сравнением цен, расчетом накладных расходов вместо экономии средств получают необоснованные затраты.
Дальнейшая автоматизация системы позволит сделать их более эффективными.